Після початку бойових дій на Донбасі офіс Луганської обласної організації Національної спілки краєзнавців України перемістився до міста Старобільськ (Луганська область). Цей край багатий на культурну та історичну спадщину, яку досить давно досліджують місцеві краєзнавці, які стали новими членам організації. Так, Дмитро Лук’яненко, який нещодавно став членом правління Луганської обласної організації НСКУ не лише активно вивчає історію Старобільщини, а ще й займається просвітницькою роботою серед населення, виступає з лекціями та публікує результати своїх досліджень у місцевій пресі. Пропонуємо вашій увазі останню з статей Дмитра Лук’яненка під назвою “Церковні скарби”.
ЦЕРКОВНЫЕ КЛАДЫ
Находки кладоискателей Украины завораживают своим богатством и древностью. Здесь можно услышать и о скифском золоте, о царских монетах, предметах церковной утвари, древних иконах, всевозможных артефактах и украшениях. Слишком многим хочется прикоснуться к ушедшей эпохе и реализовать детскую мечту и найти сокровища.
У жительницы села Подгоровка Старобельского района Анны Васильевны Дьяченко в 1987 году свершилась мечта всех любителей археологии. Она обнаружила клад. В октябре того же года Старобельский райисполком обратился к Ворошиловградскому художественному музею с просьбой, чтобы они оказали помощь в атрибуции окладов, которые были частью найденного клада. Работу проводила харьковская Государственная инспекция пробирного надзора. В результате был описан ряд ценных вещей: оклад для иконы «Богоматерь», который был сделан с сплава серебра 874 пробы, вес которого был 2,8 кг, оклад для иконы «Спас», который был тоже сделан со сплава серебра и тоже 874 пробы, но вес больше —3,1 кг и оклад «Евангелия», сплав тот же — серебро 874 пробы, вес 3,665 кг с прекрасными бесцветными и фиолетовыми камнями.
На окладах сохранились даты. Оклады для икон «Спас» и «Богоматерь» были созданы в 1862 году, а оклад для «Евангелия» в 1844 году.
По клеймам на окладах специалисты определили, что они создавались на Московской фабрике, а именно серебряных изделий, основанной в 1841 году купцом и фабрикантом Губкиным Иваном Семеновичем. Дело продолжили его сыновья Сергей Иванович и Дмитрий Иванович. Для подготовки специалистов при фабрике были открыты замечательные рисовальные классы.
Эта невероятная находка дошла и до наших дней.
Скорее всего, оклады предназначались для икон местного ряда в иконостасе одной из старобельских церквей, возможно, кафедрального собора Покровской Божьей Матери, который находился на территории нынешнего городского парка.
В 1933 году старейший собор был взорван динамитом. В начале ХХ в. в Старобельске было 7 действующих храмов. И, конечно, кафедральный собор должен отличаться как пышностью так и богатством убранства. Но о его роскоши мы можем только догадываться.
Каталожные описания окладов.
1. Оклад иконы «Богоматерь». 1862 г. Москва.
Материал, техника: серебро, штамповка, чеканка, гравировка.
Размер и вес: 106х52; вес 2 кг.800гр. Оклад завершается тремя гранями, вокруг голов накладные нимбы.
Клейма: на нимбе слева — «С 62 84 ГУБКИНЪ», на фоне внизу справа изображение двуглавого орла, ниже «ГУБКИНЪ», правее «ЛС 1862 84» и изображение Георгия Победоносца на коне.
Надпись: внизу посредине — «ОБР. ПРЄСВАТЫЯ БОГОРОДІЦЫ».
Сохранность: общее загрязнения, деформация оклада в верхней части, вогнутости на уровне плеч Богоматери, по периметру оклада следы от гвоздей; вверху слева в двух углах надломы.
2. Оклад иконы «Спас». 1862 г. Москва.
Материал, техника: серебро, штамповка, чеканка, гравировка.
Размер: 107х56; вес 3 кг.100 гр.
Оклад завершается тремя гранями, вокруг головы накладной нимб. Клейма: на нимбе справа «ГУБКИНЪ», изображение орла, «В.С.1862 84»; на фоне внизу слева изображение орла, «ГУБКИНЪ А.С. 1862 84» и изображение Георгия Победоносца на коне.
Надпись: внизу, посредине — «ОБР. ГОСПОДА ІИСУСА ХРИС».
Сохранность: общее загрязнение, зеленые пятна в нижней части гиматия Христа и по фону оклада, вверху на хитоне и на фоне. По периметру оклада следы от гвоздей, надломы в его верхней части, прорыв слева веху — 12 см.
Вверху утраты металла 3 см х 9 см и 3 см х 7,5 см. Деформация оклада по краям и особенно вверху. Деформация нимба нижнего левого края.
3. Оклад «Евангелия». 1844 года.
Материал, техника: серебро, штамповка, эмаль, стекло.
Размер: 51,5х41х8,2; вес — 3 кг.655 гр.
На верхней крышке оклада накладной «средник» и «угольники», декорированные живописью /?/ и стеклами, внизу и вверху накладные пластинки с изображением ангелов и Спаса.
На среднике 8 накладных розеток, украшенных фиолетовыми гранеными стеклами /7штук, одно утрачено/, окруженных двойными кольцами с вмонтированными в них прозрачн. стекл., металлический овал средника также со стеклами /75 штук/. В овалах трех “угольников” /четвертый утрачен/ 197 стекл.
Всего мелких стекл 503+7штук фиолетовых стекл. Итого 510.
Клейма:
— на верхней створки оклада внизу в правой части — 1844 84, изображение Георгия Победоносца на коне и ДИ,
— на пластинке – изображение ангелов 84 ДУ,
— на пластинке – изображение Спаса, слева внизу 84 ДУ,
— на застежке 84 ДИ,
— на корешке оклада МУ 1844 84 Георгий Победоносец на коне ДИ,
— внутри створок шесть клейм МУ 1844 84 и Георгий Победоносец на коне,
— на нижней створке внизу ДИ М 1844 84 и Георгий Победоносец на коне.
Сохранность: Утрачены стекла в овале средника — белое стекло, одна из восьми накладных розеток средника утратила фиолетовое стекло, вмонтированное в круг с прозрачными стеклышками. Утрачены два стекла в кольцах розетки. Утрачен один из «угольников» верхней крышки оклада. На трех «угольниках» сохранились лишь фрагменты изображений евангелистов, отсутствует изображение на среднике. Утрачена одна застежка и ножка оклада. Оклад в зеленых и коричневых пятнах.
Подгоровский клад Махно. В конце 80-х годов ХХ века в Старобельске часто говаривали, что найден клад Махно. При прокладке системы водоотвода в Подгоровке обнаружили сокровища относящиеся к церковным кладам. При проведение земляных работ житель Подгоровки вскрыл деревянный настил, под настилом находилось две емкости. В одной были серебренные монеты чеканки 20-х годов ХХ века. В другой емкости находилась церковная утварь — кадила, кресты. чаши. Самой удивительной находкой оказалась церковная книга в золотом окладе. Две золотых пластины украшенные драгоценными камнями заменяли обложку книги. Столь богатый клад приписали батьке Махно, однако при осмотре остатков газетного материала находящегося при кладе удалось прочитать год — 1924, а Махно покинул Старобельск в 1921 г. Клад был передан государству и возможно, что описанный клад А.Дьяченко часть этого же клада.
Велосипед — сокровище. Эту историю рассказал водитель одной из хлебопекарен Старобельска при этом желая сохранить инкогнито. Будучи маленьким ребенком он с близким другом на огороде в черте города обнаружил клад. Клад представлял собою сокрытые в земле церковные сокровища. Среди прочих изделий герой рассказа вспоминает остатки рясы с золотым шитьем и оклад для книги с драгоценными камнями. Умолчав о находке, дети использовали находку для украшения велосипеда. именно это и стало причиной раскрытия тайны маленьких кладоискателей. Родители заметив столь необычные украшения отобрали у детей сокровища. Был проведен анализ металла, все изделия оказались из серебра. также на детском велосипеде взрослые обнаружили драгоценные камни заботливо прикрепленные детьми. Судьба клада для автора осталась загадкой. Хотя известно, что в 90-х гг. ХХ века герой этой заметки показывал серебренный оклад для книги. Оклад был испорчен, он представлял пластину с отрезанным краем. Отрезанный край был использован для украшения велосипеда в далеком детстве
Церковный звон. В 1988 г. с.Проезжее началось строительство нижнего ставка. Именно трактористы снимая слой глины увидели сокровище. В яме лежал большой церковный колокол. Размер, вес и Сплав для автора осталась неизвестным. Возможно колокол был спрятан после разрушения проезжанской церкви в 50-х гг. ХХ века. На колокольне этой церкви находились колокола из меди и серебра.
Часто можно услышать о найденном колоколе в реке Айдар в районе с. Бутковка. Многие рассказывают истории начиная словами — «расскажу — не поверишь».Однако заверения о такой находке возможно сравнить с рыбацкими историями, хотя и они представляют интерес и имеют право на существование.
Церковные богатства. Изучая литературу связанную с историей Старобельщины можно указать несколько исторически точных церковных богатств. В женском монастыре «Всех скорбящих Радость» указаны серебренная с позолотой складная лампада 84 пробы, позолоченная лампада о 4 стаканах, серебренный потир 84 пробы, позолоченный с прибором запрестольный образ в 400 граммов, ковчег серебренный 84 пробы позолоченный для хранения Св.Даров, серебренный позолоченный напрестольный крест, серебренное кадило, шитые золотом одеяния для священнослужителей, плащаница в дорогой гробнице и полная ризница из золотой парчи. Сохранилось описание иконы “Всех скорбящих Радость”. Икона написанная на доске была большого размера. с венчиком из алмазных камней. Среди церковных книг указаны “Патерик Печерский” в сафьяновом переплете и с золотым обрезом. В Покровском соборе был исключительно богатый и художественно отделанный иконостас с двумя притворами, с центральными царскими вратами. Иконы Спасителя и Божьей Матери имели серебренные ризы, серебренный ковчег. Однако это малая толика описания Покровского собора при изучении доступных источников. Ценные книги имелись в Ново николаевском храме села Шульгинка — Триод 1731 года, Триод 1742 года Служебник 1717года, Устав 1752 года Евангилие 1742 года.
Можно с уверенность сказать, что эта работа о церковных сокровищах далеко не полная. Существуют описания грабежей мест моления, они подверглись нещадному кощунству во время большевицкой эпохи. Сохранились воспоминания о разграблении Подгоровской церкви в царское время. История хранит воспоминания о вандализме связанных с поиском сокровищ на церковных кладбищах. Люди подчас забывают, что церковь создавалась не для накопления богатств и соблазна, а для служения Господу Богу.
Дмитрий Лукьяненко,
член правления Луганской ОО НСКУ;
Валерия Калинина,
ученица Калмыковской школы